Последние дни и недели меня не покидает ощущение сюрреализма от происходящего. Новостная лента ежечасно приносит сообщения предвоенного характера. Массированные перемещения войсковых сил. Непрерывные военные учения. Обмен грозными предупреждениями государственных лидеров и политиков. Грохот «барабанов войны» в СМИ. И вот уже многие простые, далекие от политики люди, начинают задаваться вопросом – что дальше? Неужели война? Не так давно я ужевысказывалсяна этот счет, но с того момента ситуация еще более усугубилась.
Восемь лет назад мало кто мог подумать, что украинский вопрос, порожденный «майданной революцией», трансформируется в кризис континентального масштаба, сопоставимый с худшими периодами недоброй памяти «холодной войны». За этот период новая киевская власть сделала все, чтобы оторвать украинский народ от народа российского. И в этом она действительно преуспела – в отличие от столь необходимых стране социально-экономических преобразований. Это настоящая трагедия, когда народы – братья по крови, языку и вере, смотрят друг на друга через прорезь прицела, и, забыв о совместно прожитой истории, внимают «трансляторам ненависти» на голубых экранах.
Но есть и другое, еще более опасное измерение – деятельность внешних сил, поддержка которых укрепляет уверенность Киева в том, что он не только выдержит вероятную конфронтацию с Россией, но и одержит верх. Именно эта уверенность предопределяет вызывающее поведение коллективного «Квартала-95», который граждане Украины – кто по наивности, а кто и «по приколу» — избрали на свою голову.
Почти четверть века – с 1997 г.! – НАТО вопреки всем обещаниям игнорировала озабоченности России, продвигаясь непосредственно к ее границам. Видимо, укрепление и расширение альянса считается в Вашингтоне и Брюсселе более важной задачей, чем решение насущных проблем борьбы с пандемиями, изменением климата, экономическими кризисами, бедностью, и другими глобальными проблемами. И вот, в украинском кейсе, ползучий североатлантический Drang nach Osten подошел к «красной черте».
Нынешний киевский режим – банкрот, в экономическом, политическом, и моральном смысле. Выход из положения – «подпалить лабаз», чтобы скрыть покражу. И здесь перед политическими элитами Запада – развилка. Многие реалисты и прагматики, понимая суть киевского режима, возможно, и хотели бы избавиться от токсичного актива — этакого «чемодана без ручки». Но доминируют другие силы — те, кто стремится использовать его в качестве «ледокола» управляемой конфронтации с Россией. Разыграть геополитический гамбит, употребив Украину в качестве разменной пешки.
Это – очень опасный замысел, на грани фола. В случае наихудшего сценария, когда Россия будет вынуждена ответить на провокацию и защищать соотечественников на Донбассе, Украине не помогут все эти «стингеры», «джавелины» и «байрактары». Но голос Москвы и ее аргументы, на Западе хоть и слушают, но не слышат. В том числе в Европе, которая больше остальных пострадает от последствий войны у ее порога (газ! беженцы! биржевой коллапс!). Но, к сожалению, в новых элитах Старого Света уже не осталось деятелей уровня Ангелы Меркель или Сильвио Берлускони, которые имели доверительные контакты с Путиным и могли понять озабоченности российского лидера.
Итак, налицо – взрывоопасная ситуация, при которой любая преднамеренная провокация или нелепая случайность будет способна запустить необратимый механизм катастрофы, сопоставимый по масштабам с предыдущими мировыми войнами. Неисчислимые глобальные последствия и непредсказуемый финал, в котором пострадают все – и Россия, и Америка, и Европа, не говоря уже об Украине, являющейся объектом приложения внешних сил. Выиграет, быть может, лишь Китай, который однозначно последует кредо Мао Цзэдуна о мудрой обезьяне, наблюдающей с горы за схваткой двух тигров в долине.
Что, на мой взгляд, можно предложить в складывающейся тревожной ситуации?
Первое. Считаю, что РФ должна официально обратиться в Совет Безопасности ООН с просьбой срочно разместить миссию наблюдателей по российско-украинской границе и в ОБСЕ, чтобы усилить присутствие ее наблюдателей по всей линии разграничения ДНР-ЛНР. Цель – предупреждение и предотвращение вероятных провокаций с той стороны, в которых потом обвинили бы Россию. Отсутствие положительной реакции на эту просьбу следует рассматривать как признак наличия злонамеренного умысла.
Второе. России необходимо пригласить миссию военных наблюдателей с целью верификационной инспекции всех воинских частей в приграничной полосе, для демонстрации отсутствия агрессивных (наступательных) намерений с нашей стороны.
Третье. «Приглушить» телевизор. Нельзя клеймить «бандеровцами» весь братский народ Украины, как это делают некоторые закусившие удила ведущие ток-шоу. Взамен таких контрпродуктивных обобщений, необходимо разоблачать истинного виновника – коллективный «Квартал-95».
Помимо того, вызывает недоумение рассогласованность действий различных ветвей власти и госорганов, а также популистские заявления политических сил второго эшелона (такие, как инициатива о признании Донецкой и Луганской республик). Такие действия ещё более способствуют нагнетанию и без того непростой ситуации.
Сегодня многие крупные политики и госдеятели не допускают даже малой вероятности катастрофического развития нынешнего кризиса. Но в этом случае хотелось бы им напомнить цитату историка Барбары Такман, лучшего исследователя апокалипсиса Первой мировой: «Войны не хотел никто. Война была неизбежной». Сейчас настает момент истины: хватит ли у мирового правящего класса мудрости, ответственности и воли найти пути взаимного понимания, не допустить сползания к войне, и отойти от последней черты, за которой не будет победителей – только проигравшие? Хочется в это верить.
Свежие комментарии